SMS-спам окончательно побежден?

Новые поправки в ФЗ «О связи», которые правительство приняло в октябре 2014 года, затронули рынок СМС-спама. В этот же момент большинство российских изданий вышли с новостями и заметками, в которых прогнозируется полная победа над незаконными рекламными рассылками.

Но все, кто хоть как-то связан с подобной деятельностью, знают, что закон и раньше классифицировал СМС-спам, подразумевая конкретное наказание за распространение рекламы в СМС-сообщениях тем абонентам, которые на это своего согласия не давали. Сказано об этом в ФЗ «О рекламе», а в качестве наказания предусмотрены довольно большие штрафы (100-500 тыс. рублей). 

А теперь вопрос: уменьшилось ли количество отправляемого спама?

Для того, чтобы на него ответить, обратимся к статистике, которая предоставлена компанией, предоставляющей возможность автоматической отправки жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу России. Здесь представлена статистика тех пользователей, которые согласились на ее анонимную отправку и обработку. Можно заметить, что за весть прошлый год есть тенденция к постепенному уменьшению активности СМС-рассылок (напомним, что поправки в закон вступили только в конце года). Здесь показано, что снижается количество обращений в ФАС, что подразумевает уменьшение активности спамеров.

Однако вся та же компания, предоставившая статистику, делает вывод, что заслуга ФЗ «О связи» в этом процессе минимальна. Данный закон обязует операторов связи реагировать на отказ абонентов на получение СМС-рассылок от определенного номера, с которого им приходит спам. Но проблема в том, что таких отказов практически не регистрируется. Понятно, что спамеры в данной ситуации практически не страдают. Да и сложно сказать, какие последствия могут ожидать мобильного оператора, который не исполняет данных предписаний.

Теперь, если еще раз взглянуть на статистику, помня, когда были внесены поправки в ФЗ «О связи» (21 октября 2014 года), можно заметить, что с этого момента и до начала октября снижения активности практически не произошло, что говорит о том, что спамеры действие закона просто не ощутили. В декабре происходит падение активности, но оно как раз объяснимо, и дело тут не в законе, а в надвигающихся праздниках.

Если попутаться объяснить то снижение СМС-спама, которое наблюдалось на протяжении всего прошлого года, то можно отметить ФАС, которому поступают жалобы от абонентов. Да, реальных дел по-прежднему практически не заводят, но напугать спамеров отправкой в их конторы запросов, получается.

Статистика спам-слов

В ходе анализа сообщений спамеров, информацией о которых (в случае анонимности) согласились делиться те, кто отправлял жалобы в ФАС через автоматическую систему, была выявлена интересная статистика. Были проанализированы 28 000 СМС от 14 000 номеров.

Итак, чаще всего спамеры употребляют слово «скидка»:

 

слово

кол-во упоминаний

скидка

3707

звонить

2874

день

2064

такси

2046

кредит

2001

автомобиль

1998

деньги

1951

только

1910

весь

1884

цена

1647

подарок

1638

смс

1544

новый

1439

ваш

1368

бесплатно

1356

любой

1332

акция

1228

год

1207

получать

1005

карта

980

подробность

952

заем

919

заказ

900

все

897

бесплатный

888

код

842

номер

837

ооо

836

мтс

775

банк

773


Чаще всего в сообщениях спамеров употребляется бренд «МТС»:

бренд

кол-во упоминаний

мтс

775

рольф

560

билайн

360

мерседес

285

мицубиси

280

vk

232

сбербанк

190

qiwi

186

форд

177


Имя самого активного спамера (на него больше всего жалоб) - «Promo»:

отправитель

promo

wurussia

conf

hobocti

900

mts-partner

time+money

79029551350

79029550877 (нано-финанс)

mtc

Мобильный оператор «СМАРТС» продан компаниям «Мегафон» и «МТС»

Мобильный оператор «СМАРТС» продан компаниям «Мегафон» и «МТС»

Мобильный оператор "Смартс" с 1 февраля 2016 года присоединился к мобильным операторам "Мегафон" и "МТС".

Изменение цен на СМС рассылку по оператору Мегафон

Изменение цен на СМС рассылку по оператору Мегафон

Компания Мегафон повышает цены на СМС сообщения для коммерческих клиентов.

МТС меняет тарифные планы

МТС меняет тарифные планы

С 1 января 2016 года по инициативе оператора МТС изменяется цена на СМС сообщения для корпоративных клиентов

ТЕЛЕ2 меняет тарифные планы

ТЕЛЕ2 меняет тарифные планы

Компания предлагает своим клиентам отправлять СМС-сообщения на новых условиях