SMS-спам окончательно побежден?
Новые поправки в ФЗ «О связи», которые правительство приняло в октябре 2014 года, затронули рынок СМС-спама. В этот же момент большинство российских изданий вышли с новостями и заметками, в которых прогнозируется полная победа над незаконными рекламными рассылками.
Но все, кто хоть как-то связан с подобной деятельностью, знают, что закон и раньше классифицировал СМС-спам, подразумевая конкретное наказание за распространение рекламы в СМС-сообщениях тем абонентам, которые на это своего согласия не давали. Сказано об этом в ФЗ «О рекламе», а в качестве наказания предусмотрены довольно большие штрафы (100-500 тыс. рублей).
А теперь вопрос: уменьшилось ли количество отправляемого спама?
Для того, чтобы на него ответить, обратимся к статистике, которая предоставлена компанией, предоставляющей возможность автоматической отправки жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу России. Здесь представлена статистика тех пользователей, которые согласились на ее анонимную отправку и обработку. Можно заметить, что за весть прошлый год есть тенденция к постепенному уменьшению активности СМС-рассылок (напомним, что поправки в закон вступили только в конце года). Здесь показано, что снижается количество обращений в ФАС, что подразумевает уменьшение активности спамеров.
Однако вся та же компания, предоставившая статистику, делает вывод, что заслуга ФЗ «О связи» в этом процессе минимальна. Данный закон обязует операторов связи реагировать на отказ абонентов на получение СМС-рассылок от определенного номера, с которого им приходит спам. Но проблема в том, что таких отказов практически не регистрируется. Понятно, что спамеры в данной ситуации практически не страдают. Да и сложно сказать, какие последствия могут ожидать мобильного оператора, который не исполняет данных предписаний.
Теперь, если еще раз взглянуть на статистику, помня, когда были внесены поправки в ФЗ «О связи» (21 октября 2014 года), можно заметить, что с этого момента и до начала октября снижения активности практически не произошло, что говорит о том, что спамеры действие закона просто не ощутили. В декабре происходит падение активности, но оно как раз объяснимо, и дело тут не в законе, а в надвигающихся праздниках.
Если попутаться объяснить то снижение СМС-спама, которое наблюдалось на протяжении всего прошлого года, то можно отметить ФАС, которому поступают жалобы от абонентов. Да, реальных дел по-прежднему практически не заводят, но напугать спамеров отправкой в их конторы запросов, получается.
Статистика спам-слов
В ходе анализа сообщений спамеров, информацией о которых (в случае анонимности) согласились делиться те, кто отправлял жалобы в ФАС через автоматическую систему, была выявлена интересная статистика. Были проанализированы 28 000 СМС от 14 000 номеров.
Итак, чаще всего спамеры употребляют слово «скидка»:
слово |
кол-во упоминаний |
скидка |
3707 |
звонить |
2874 |
день |
2064 |
такси |
2046 |
кредит |
2001 |
автомобиль |
1998 |
деньги |
1951 |
только |
1910 |
весь |
1884 |
цена |
1647 |
подарок |
1638 |
смс |
1544 |
новый |
1439 |
ваш |
1368 |
бесплатно |
1356 |
любой |
1332 |
акция |
1228 |
год |
1207 |
получать |
1005 |
карта |
980 |
подробность |
952 |
заем |
919 |
заказ |
900 |
все |
897 |
бесплатный |
888 |
код |
842 |
номер |
837 |
ооо |
836 |
мтс |
775 |
банк |
773 |
Чаще всего в сообщениях спамеров употребляется бренд «МТС»:
бренд | кол-во упоминаний |
мтс |
775 |
рольф |
560 |
билайн |
360 |
мерседес |
285 |
мицубиси |
280 |
vk |
232 |
сбербанк |
190 |
qiwi |
186 |
форд |
177 |
Имя самого активного спамера (на него больше всего жалоб) - «Promo»:
отправитель |
promo |
wurussia |
conf |
hobocti |
900 |
mts-partner |
time+money |
79029551350 |
79029550877 (нано-финанс) |
mtc |