Поправки к Закону «О связи» прошли первое чтение в Госдуме 25.05.2012

Поправки к Закону «О связи» прошли первое чтение в Госдуме

Из сообщения на сайте Парламента явствует, они необходимы для действенной борьбы с мобильным спамом. Как можно понять из рассматриваемого документа, законопроектом запрещается несанкционированная рассылка любых текстовых или прочих неголосовых сообщений абонентам операторов сотовой связи. SMS-рассылку можно будет выполнять только тогда, когда получатель предварительно выскажет свое согласие на получение сообщений от заказчика рассылки. При этом заказчик рассылки обязан доказать получение такого согласия. А абоненты получают право на требование от оператора прекращения доставки ему сообщений от конкретно указанного адресата подобной рассылки.

В пояснительной записке к законопроекту приводятся данные опроса, проведенного компанией Eset. В нем приводятся такие цифры – 76% пользователей мобильных устройств жалуются на спам.

65% респондентов регулярно получают не одобренную ими SMS-рассылку, к 2% опрошенных поступают рекламные звонки, и 9% жалуются на оба эти пункта. Из общего числа жалоб, поступающих на действия мобильных операторов, порядка 7% приходятся на нежелательную SMS-рассылку. Алексей Оськин, руководящий отделом технического и маркетингового сопровождения продуктов известной и авторитетной компании Eset, приводит подсчеты, что спамеры зарабатывают на SMS-рассылке в среднем около 300 миллионов рублей в месяц. А если учесть различные незаконные способы списания со счетов абонентов денежных сумм, как утверждает он, эта цифра становится значительно больше.

В интервью газете «Ведомости» Руслан Гаттаров, один из авторов данного законопроекта, советник спикера Совета Федерации, подчеркнул, что сейчас идет рассмотрение вопроса о мерах, которые будут применяться к нарушителям данного закона: «Предупреждения, штраф, отзыв лицензии — у нас широкий потенциал в этом вопросе».

Предлагаемый законопроект вводит понятие «спам», описывает проблему, разрабатывает инструменты  блокировки спама не только операторами, выступающими на рынке мобильной связи, но и самими пользователями. Безусловно, это положительные изменения. Однако закон в предложенной редакции можно трактовать неоднозначно, утверждает председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова. По ее словам, рынку важно знать, каким образом будут реализовываться положения данного закона. Сейчас непонятно, как с точки зрения мобильных операторов и регулятора будет учитываться получение подтверждения согласия абонента, что послужит основанием для этого. Неясно, кем и каким образом наличие этого подтверждения будет учитываться. Она беспокоится, не начнут ли компании-операторы по своему усмотрению запрашивать у организаций, инициирующих рассылки, подобные документы, и не возникнет ли в таком случае избыточная, дублирующая, крайне неудобная для абонентов схема получения подтверждения.

Опрошенные газетой «Ведомости» представители «большой тройки» мобильных операторов законопроект поддерживают. Олеся Яременко, представитель «Мегафона», утверждает, что за два последних года рост SMS-спама значительно увеличился (на несколько порядков). Она надеется, что с принятием поправок к Закону снизится количество подобных рассылок. Она напомнила, что «Мегафон» первым начал борьбу с SMS-спамом, блокируя с 2013 года сообщения, отправляемые с коротких цифровых и символьных номеров, а также начав заключать прямые договора о сотрудничестве с рекламодателями. По ее словам, «Мегафоном» заблокировано за год почти 1 млрд. спам-сообщений. Часть из них были мошенническими или содержали противозаконную информацию. Яременко напомнила, что в апреле 214 года у компании «Мегафон» появилась услуга, с помощью которой абонент может самостоятельно и совершенно бесплатно отписаться от рассылок, поступающих с коротких номеров.

Представляющая компанию «Вымпелком» Анна Айбашева подчеркнула, что компания совместно с SMS-агрегаторами, обслуживающими порядка 80% рынка SMS-услуг в России, договорилась о создании «черной» базы недобросовестных отправителей SMS-контента. Лица и организации, внесенные в нее, лишатся права осуществлять массовые рассылки. Она уточнила, что «Вымпелкомом» также организован сервис отписки от рассылок, которые абонент считает для себя нежелательными. Ее радует, что скорое принятие законопроекта позволит операторам бороться со спамом, поступающим из внешних сетей, откуда, по ее словам, и идет львиная доля таких рассылок.

По словам представителя  «МТС» Дмитрия Солодовникова, компания давно внедрила у себя специальную систему по борьбе со спамом, которая позволяет блокировать массовые рассылки, а с конца 2013 года оператором закрыты любые рассылки, поступившие с коротких и символьных номеров. Эти меры позволили компании «МТС» в 2013 году сократить в 2,5 раза объем спама в своей сети относительно предыдущего, 2012 года.

Однако, по словам источника, приближенного к одному из отраслевых регуляторов, рассматриваемый закон может спровоцировать удорожание SMS-рассылок, которое, скорее всего, будет переложено на абонентов. Это случится не напрямую, утверждает он, а после того, как возрастет стоимость товаров и услуг компаний, которые заказывают информационные рассылки.


Возврат к списку

Мобильный оператор «СМАРТС» продан компаниям «Мегафон» и «МТС»

Мобильный оператор «СМАРТС» продан компаниям «Мегафон» и «МТС»

Мобильный оператор "Смартс" с 1 февраля 2016 года присоединился к мобильным операторам "Мегафон" и "МТС".

Изменение цен на СМС рассылку по оператору Мегафон

Изменение цен на СМС рассылку по оператору Мегафон

Компания Мегафон повышает цены на СМС сообщения для коммерческих клиентов.

МТС меняет тарифные планы

МТС меняет тарифные планы

С 1 января 2016 года по инициативе оператора МТС изменяется цена на СМС сообщения для корпоративных клиентов

ТЕЛЕ2 меняет тарифные планы

ТЕЛЕ2 меняет тарифные планы

Компания предлагает своим клиентам отправлять СМС-сообщения на новых условиях